вторник, 24 ноября 2015 г.

Далай-лама о парижских терактах



Интервью изданию «Дойчевелле» от 16 ноября 2015 года. Интервью взял Мурали Кришнан. Джаландхар, Индия.

— Каков Ваш взгляд на террористическую атаку на Париж?

— ХХ век был суров, более 200 миллионов человек погибло в нём в войнах и иных столкновениях. Сегодня мы видим, как кровь, пролитая в веке прошлом, перехлёстывает и в наш с вами текущий век. Если мы будем больше настаивать на ненасилии и гармонии, то сможем возвестить о новом начинании. А пока, хоть мы и предпринимаем значительные попытки достичь мира, но ещё продолжим наблюдать, как бойни, имевшие место в ХХ веке, будут разыгрываться заново.

Люди хотят жить мирно. Террористы недальновидны, и в этом одна из причин их отчаянных самоубийственных нападений. Не удастся эту проблему решить одними только молитвами. Я буддист, и в силу молитвы верю. Но проблему эту создали люди, а тут мы просим Бога её решить. Это нелогично. Бог скажет в ответ: вы создали её, вам её и решать в первую очередь.

Нам требуется систематический подход в продвижении гуманистических ценностей, единства и гармонии. Если мы сейчас начнём делать это, то нынешнее столетие будет отличным от предыдущего. Это в интересах каждого. Давайте же будем трудиться ради мира в наших семьях и нашем обществе, а не ждать подмоги от Бога, Будды или правительств.



— Вы всегда несли людям весть о мире, сострадании и религиозной терпимости, но мир, похоже, движется в противоположном направлении. Выходит, что ваше послание не трогает людей?

— Не соглашусь. Думаю, только небольшая толика людей оправдывает для себя насильственные методы. Мы все люди, и у нас нет основы или оправдания для убийства других. Если считать других за братьев и сестёр и уважать их права, то для насилия просто не останется места.

И ещё: проблемы, с которыми мы сегодня сталкиваемся — это результат суеверных различий между верованиями и национальностями. Но мы все — один народ.

— Мы видим, что мировые лидеры озабочены экономическим ростом, и не интересуются нравственностью. Что Вы думаете об этой тенденции?

— Если мы не будем ставить нравственность превыше денег, то наши проблемы будут только возрастать. Нравственность важна для каждого — и для верующих, и для политиков.

— Вы говорите, что лучшим путём решения тибетского вопроса является «срединный подход». Верите ли Вы, что этот подход в конце концов себя оправдает?

— Я верю, что это лучший путь. Многие мои друзья, в том числе индийские, американские и европейские лидеры, верят, что этот путь реалистичен. В Тибете наш «срединный путь» поддерживают политические активисты, китайские интеллектуалы и студенты.

Когда я встречался с китайскими студентами, я им сказал, что мы не ищем независимости от Китая. Они наш подход понимают, и не остаются равнодушными к нашей проблеме. Это ведь касается не одного Тибета: мы живём в XIX веке, и все разногласия можно решить путём диалога, а не силой.

— Кто сменит Вас на посту Далай-ламы?

— Для меня это несущественно. В 2011 году я официально заявил, что решение о том, быть в будущем институту далай-лам или не быть, должны принять тибетцы. Если народ сочтёт, что этот институт стал неуместным, то он будет упразднён. Я больше не вовлечён в политические дела. Единственное, что меня тут волнует — это благоденствие Тибета.

— В Индии сегодня наблюдается вспышка религиозной нетерпимости. Что Вы думаете об этом?

— Это не истинное лицо Индии. Проблемы создаёт лишь небольшое число людей. Выборы в штате Бихар показывают, что большинство индуистов верят в гармонию и сосуществование [с мусульманами].

Комментариев нет:

Отправить комментарий