воскресенье, 6 ноября 2016 г.

Как Дархан-нойон с Бадаем повстречался

Вышел как-то Бадай на большую дорогу, наступил полдень, жара, притомился он и уселся на обочине. Развёл костерок, наполнил свой чёрный-пречёрный котелок водой и сидит, кипятит чай. Тут появился на дороге телохранитель какого-то нойона.
— Эй ты, жалкий побирушка! Сейчас по этой дороге проследует наш Дархан-нойон. А ну пошёл отсюда, да поскорее!
— Этот господин ваш в каком звании будет?
Разозлился телохранитель:
— Тебе-то какое дело? Титулом Дархан-нойона пожалован, если хочешь знать! Что тебе с того?
А Бадай ему:
— Если господин ваш, как ты говоришь, такой знатный искусник*, так может, ты, пока он досюда не доехал, уговоришь его подлатать мой старый чёрный котелок?

Закричал телохранитель:
— Дурачина ты, что-то ты больно много говоришь! Заткнись и вон с дороги!
— Сам ты дурак! Сам пошёл отсюда! — говорит ему Бадай, и уже посохом перед ним машет. Лопнуло терпение у прислужника.
— Ну ты смейся, смейся, пока можешь! Вот доедет сюда наш господин, голову твою с плеч снимет! — заорал он и повернул назад. А Бадай ему вслед кричит:
— Эй! Ваш нойон что, без головы что ли? Моя зачем ему? Ты ему доложи, что моя дурная да безмозглая башка ему вряд ли подобает!
Вскоре прибыл и сам нойон-господин вместе со свитой, и видит — расселся Бадай прямо на дороге, и знай себе попивает чай из своего чернущего как смоль казана. Дивится нойон:
— Смотрите-ка, котелок у него — всё одно что родник, чёрный какой.
Думал этим обидеть Бадая, да не тут-то было.
— Если у этого нойона родник — как мой котелок, то лошади у него какие? — должно быть, ростом с сусликов, не иначе.
— А видали его шляпу? Всё равно что крыша.
— Если крыша у него с мою шляпу, то какая у него юрта должна быть? — с корзинку для кизяка, не иначе, — отвечает ему Бадай как ни в чём ни бывало. Рассердился нойон, говорит горделиво:
— Да ты хоть знаешь, кто я такой?!
— Ну а я кто такой, как вы думаете?
— Меня господином величают. А тебя выродком!
— Если бы ваша супруга выродила такую же большую штуку, как я, это ж какого роста она стала бы, когда выросла? — ответил ему Бадай. Прислужники в свите уже не могли сдержать смеха.
— А!.. С эдаким говорить — только себя позорить, — пробормотал нойон, и, не решившись, что ответить, молча объехал Бадая и поскакал восвояси.


* Монгольское слово дархан имеет несколько значений. Среди них — и специфический титул, освобождавший своего носителя от ряда повинностей, и «кузнец, мастер».

Комментариев нет:

Отправить комментарий