среда, 22 февраля 2017 г.

Московская «Алтаргана»


Неделю назад мне довелось побывать в Москве. Вспомнив вдруг, что давненько не едал монгольской кухни и порядком по ней соскучился, я решил позавтракать в каком-нибудь монгольском кафе или ресторане.

К моему удивлению, ресторанов монгольской кухни в Москве отыскалось совсем немного — всего два. Один — это пафсный бурят-монгольский ресторан «Сэлэнгэ», что на Малой Дмитровке, а второй — попроще, «Алтаргана» на Садовой-Черногрязской. Мне хотелось сытной и немудрящей монгольской еды, вроде той, что подают в типовых позных, поэтому я решил, что мне — в «Алтаргану».


Отыскать её оказалось не так просто, как можно было бы подумать — если соберётесь сходить в неё, имейте в виду, что вход в кафе располагается с фасадной стороны здания, выходящей на улицу, а во дворе, и более всего напоминает вход в подсобное помещение дома. И действительно, «Алтаргана» квартирует в подвальном помещении — разумеется, без окон, и поэтому сперва там показалось неуютным. Но есть в этом и один несомненный плюс: непрекращающийся шум московских многополосных улиц, — а Садовая-Черногрязская как раз одна из таких — в кафе совершенно не слышен. Находится кафе, кстати, рядом со станцией метро «Красные ворота», которую московские буряты в шутку называют «Улан-Удэ», — так звучит её название, если перевести его на бурятский. 

«Алгаргана», как известно — это монгольское название золотарника, неброского и неприхотливого степного кустарника с жёлтыми цветками и мощными корнями, а также, в свою очередь — известного международного фестиваля бурятской культуры. Такое название фестиваль получил именно в связи с корнями алтарганы — оно должно подчёркивать глубокую укоренённость бурятского народа в своих культуре и истории. Хотел было я съездить на этот фестиваль в прошлом году с каким-нибудь докладом, но вместо этого уехал в Непал. 


Кафе «Алтаргана» вполне отвечает своему названию — как своим подземным расположением, так и скромным, в меру декорированным интерьером. Негромко звучит бурятская популярная музыка, на стенах — репродукции работ вездесущего монгольского художника С. Заяасайхана с его бесконечными вариациями на тему монгольской старины, наивные бурятские пейзажи и жанровые картинки. Словом, всё как в типичной улан-удэнской позной. А за барной стойкой, из-за стаканов для алкоголя, выглядывает фотография Далай-ламы. Несмотря на то, что кафе только-только открылось, к моему приходу — а это было воскресное утро — в зале уже сидела компания из трёх бурят, что-то увлечённо обсуждавшая, а позже зашла влюблённая калмыцкая парочка, — видно, заведение пользуется популярностью. Персонал «Алтарганы» — смешанный, бурятско-калмыцкий.

Я решил заказать свой «джентльменский набор», которым обычно питаюсь, оказываясь в Монголии — цуйван, позы и молочный чай.

Молочный чай разочаровал — в чайнике, который мне принесли, оказался именно что просто зелёный чай с молоком. Ни масла, ни муки, ни хотя бы соли — а, признаться, по хорошему монгольскому чаю я соскучился больше всего.

Потягивая без особого удовольствия чай, я собирался, когда принесут остальное, сделать, как заправский гурман-инстаграмщик, фотографии блюд с тем, чтобы проиллюстрировать ими эту заметку. Но фотографий, как видите, тут никаких нет. Что же произошло? Как только принесли цуйван, его запах вытолкнул из головы все мысли кроме одной — да, это то, что надо!
Конечно, московская порция оказалась меньше улан-баторской раза в два, а московская цена —выше раза в четыре. Баранины тоже заметно меньше, чем обычно добавляют монголы, а вот самодельная лапша заслуживает похвалы.

В «Алтаргане» подают три вида поз — «традиционные», с говядиной, свининой и луком, «рубленые» — с рубленым мясом вместо фарша и «монгольские» — с бараниной вместо говядины. Я заказал «традиционные». Они были хорошо слеплены, — весь сок остался внутри, — но несколько пресными, так что горчица и соевый соус, с которыми их подали, оказались кстати. Правда, сам я предпочитаю есть позы в чистом виде, без всяких соусов.

Но в целом я, конечно, остался доволен. Может быть, «Алтаргана» — и не идеальное место для первого знакомства с монгольской кухней, но продолжить его здесь вполне можно, и не без удовольствия.


7 комментариев:

  1. Есть еще бурятское кафе https://vk.com/club128063487
    Помимо вкусных поз, там на втором этаже есть буддийский храм.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не знал. В мае опять будем в Москве, обязательно зайдём и туда. Спасибо!

      Удалить
  2. Смешные буряты стараются монгольских блюд выдавать за бурятских,сами толком не знают очем речь!Буряты буквально не давно кроме поз не знали никаких монгольских блюд...а нынче умным видом предлагают сами толком не зная буузы,хуушууры (обязательно пишут с ошибкой с одним "у"),цуйван,банши,,хар шол,ногоотой шол,будаатай шол,сармистай шол,.Сергей сходи на ул.Бутлерова-12 метро Калужская ещё одна бурятская позная.Позы вкусные были, но бууз не был.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Значит, и туда зайдём. Может, ещё кто подскажет, что есть в Москве по монгольско-кулинарной части?

      Удалить
  3. В столовке питерского дацана дают неплохие позы, и за разумную цену.
    Но не Москва, да...

    ОтветитьУдалить
  4. Раз уж речь идет о монгольской кухне , будет вполне уместно назвать блюда по-монгольски:
    позы в Монголий незнают, как и юрту. Зато у нас знают бууз, а пельмени- банш, а не банши. Позы со свининой , с луком можете заказывать только в китайском ресторане . Автор, не удивляйтесь, если Вы заказывали традиционный монгольский чай, Вы забыли уточнить , какой именно. То, что Вы имели в виду это хийцтэй цай, а то обыкновенно преподнесут только чай с молоком. Бывают соленный чай с молоком и без соли. Буряты пьют чай без соли. Надеюсь, в следующий раз Вам правильно преподнесут блюда.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, видимо, дело в том, что в Монголии почти всегда, когда я просил чаю, мне подавали именно "с заправкой" (хийцтэй), и я как-то привык. Всё-таки, из всех рецептов чая, что я пробовал у монгольских народов, именно такой, халхаский, вариант мне больше всего по душе.

      Удалить