среда, 21 июня 2017 г.

Геше Лобсанг из Букса-Дуара

Более современным примером отношения тибетцев к лицемерию является случай геше Лобсанга, монгольского монаха, который достиг высшей из монашеских учёных степеней — лхарампа. Лобсанг был странным человеком. Хоть он и был чрезвычайно умён, но его внешнее поведение было ужасающим. Он курил и, по-видимому, имел склонность ко всевозможным азартным играм; он играл в маджонг, в то время как изо рта его торчала пара сигарет. Он любил скачки, игры в кости и карты. На язык он был груб, и, за исключением обсуждения религиозных вопросов, почти никогда не бывал серьёзен. Он дразнил девушек и постоянно рассказывал пошлые шутки, храня, однако, свой обет безбрачия. Всё для него было предметом шуток и насмешек. В 1960 году Его св. Далай-лама назначил этого геше Лобсанга на должность настоятеля, для работы в качестве духовного наставника крупнейшего в Индии лагеря беженцев, Букса. Конечно, в связи со своими новыми обязанностями, Лобсанг поменял своё поведение, но суть этого происшествия в том, что Далай-лама не обратил ни малейшего внимания на внешнее поведение Лобсанга, строя своё суждение о нём скорее из рассмотрения внутренних качеств этого человека. Это дихотомия между тем, что кажется и тем, что на самом деле важно, очень существенна для понимания тибетского общества, и особенно дабдо.

Мелвин Гольдштейн в статье об институте дабдо — тибетских монахов, существовавших на периферии классической монастырской системы, образ жизни и занятия которых существенно отличались от того стереотипного образа буддийского монаха.

Goldstein M. C. A Study of the lDab lDob. / Central Asiatic Studies, 1x(2), 1964. — P. 139.

Может ли кто-нибудь подсказать какие-либо другие биографические детали об этом геше Лобсанге, который, по-видимому, некогда был видной фигурой в Букса-Дуаре? Отчего-то нигде не могу найти никакой информации о нём. В статье Гольдштейн говорит, что он был монголом, однако он вполне может оказаться и калмыком, и бурятом.

4 комментария:

  1. Лагерь беженцев в Индии не Букса, а Баксу.
    "...в то время как изо рта его торчала пара сигарет"... здесь я думаю имеются ввиду жевательные сигареты на основе бетельевой пальмы и гашенной извести, а не табачные сигареты.

    Был такой геше. Ойрат.

    В целом геше Нгаванг Лобсан действительно был груб и резок во внешнем поведении. Однако старшие монахи объясняют такое поведение высокой степенью реализации геше в тантре Ямантаки (в ней просветление реализуют на основе ярости и гнева).

    Грубость и резкость геше Лобсана проявлялась даже в общении с Далай-ламой. Дважды он отказывал Далай-ламе в просьбе занять пост настоятеля Гоманг-дацана, сам объясняя это тем, что "слишком азартен" и "подает плохой пример младшим монахам". Но все же став настоятелем, он в грубой форме отверг рекомендации Далай-ламы войти в состав другого более крупного монастыря из-за плохих условий жизни и великой нужды (это означало бы исчезновение монастырской традиции Гоманга).

    Тем не менее, геше Лобсанг был видным знатоком буддийской философии и вел крайне аскетичный образ жизни. Он никогда не ел еду, приготовленную отдельно от общей монастырской кухни, раздавал младшим монахам преподнесенные лично ему - как настоятелю одежды и тд. Его учениками были виднейшие представители духовной элиты Дрепунга. В общем как-то так.

    ОтветитьУдалить
  2. http://khurul.ru/2009/02/geshe-ngavang-lobsang/ статья с фото

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю!
      А "Букса" - это уж так в источнике, у Гольдштейна.

      Удалить
  3. Написанное на латинице Buxa, тибетцы произносят как Багса.
    В книгах Сопа ринпоче, переводчик использовал Багса.

    P.s. Багсу - водопад в Дхарамсале.

    ОтветитьУдалить